Обследование звукопроизношения

Обследование звукопроизношения скачать

Произношение звуков

Известно несколько видов нарушения произношения звуков:

  • Звук может пропускаться совсем. Тогда при повторении слов ре­бенок вместо звука произносит неясный гласный или полуглас­ный звук, иногда немного йотированный (сарай — са-ы-ай или са-ый-ай), либо пропускает звук полностью (са-ай). При произнесе­нии шипящих и свистящих звуков этот полугласный звук сопровождается придыхательным шумом. При попытке произнес­ти звук изолированно ребенок будет также воспроизводить некий невнятный звук или ничего не сможет произнести.
  • Ребенок вместо одного звука произносит полноценно звучащий другой звук. Например, вместо [р] произносит звук [л] или [и]. Это называется заменой.
  • Ребенок может заменять один звук на неполноценно звучащий другой звук. Например, звук [ш] заменяет на неправильно произ­носимый звук [с]. Ребенок может заменять твердый согласный звук его мягкой па­рой (например, вместо [л] говорить [л']). Это называется смягче­нием.
  • Ребенок может произносить звук искаженно. То есть в его речи звук вполне узнаваем, но звучит ненормативно для русского язы­ка. Например, вместо русскоязычного [р] ребенок произносит гор­ловой, грассирующий [р] или вместо звука [ш] произносит похо­жий на [ш] некий шумный шипящий звук.