Суббота, 19.08.2017, 06:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Речевая мозаика

Меню сайта
...

Рассказы-описания

На начальном этапе обучения составлению рассказов-описаний я использую сенсорно-графическую схему В.К.Воробьевой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки. Эта схема помогает определить способы сенсорного обследования предмета и закрепить результаты обследования в наглядном виде. Схема составляется в ходе обследования, поэтому дети имеют возможность закрепить действия замещения. Например, при рассматривании яблока детям предлагаются следующие вопросы:

- Что нам поможет увидеть яблоко – его форму, цвет, величину? Правильно, глаза (на табло помещается карточка с изображением глаза). Мы посмотрели на яблоко и увидели, что оно … красное (на табло помещается карточка, обозначающая красный цвет), круглое (карточка с изображением круга).

Таким же образом на схеме размещаются соответствующие символы величины, вкуса и т.д.

На более поздних этапах обучения составлению рассказов-описаний детям предлагается готовый план-мнемотаблица, по которому дети составляют свои рассказы.

На логопедических занятиях я учу не только рассказывать по картинному плану, но учим и его обозначать графически. Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). Логопед на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ-описание о любом другом предмете по данной лексической теме.

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов. Например:

  • цвет – дети рисуют цветовые пятна;
  • форма – дети называют какую форму имеет сам предмет или его части;
  • величина – дети рисуют два предмета контрастной величины;
  • человек – для чего объект нужен человеку, и каким образом человек о нем заботится (если это живое существо или растение) или как человек использует его (если это неодушевленный предмет);
  • контур из деталей предмета – обозначаются детали предмета, ребенок должен назвать, из каких деталей состоит предмет;
  • рука – какие действия совершают с этим предметом, что можно приготовить, например, из яблок можно сварить яблочный компот, варенье, испечь яблочный пирог;
  • знак вопроса – название предмета или объекта.
  • восклицательный знак – эмоции и чувства, которые вызывает этот предмет.
Составление рассказов-описаний по лексическим темам:

Игрушки

Наше тело

Осень

Лес. Деревья

Овощи

Фрукты

Грибы и ягоды

Дом и его части

Мебель



Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz